РЫБОЛОВЫ И ОХОТНИКИ

Образование в 1948 году государства Израиль всколыхнуло мир. Причем не только евреев. Шутка ли! Библейский народ, который многие считали чуть ли не ископаемым реликтом, само существование которого представлялось анахронизмом, вдруг ожил и вернулся на свою землю. Особый интерес это вызвало у тех, кому небезразлично сказанное Б-гом в Его Писании. Явное осуществление древних пророчеств у одних укрепило веру, других же побудило искать в Писании что-нибудь еще, чему исполнение можно было бы видеть в наши дни. И, как это обычно бывает, многие увидели то, чего написано никогда не было. Примером тому может быть современное учение о «рыболовах и охотниках».

Основанием этой идеи служит текст Иеремии 16:16:

Вот, Я пошлю множество рыболовов, говорит Господь, и будут ловить их; а потом пошлю множество охотников, и они погонят их со всякой горы, и со всякого холма, и из ущелий скал.

Огромное количество людей сегодня понимает этот текст в том смысле, что для возвращения Своего народа в землю обетованную Б-г сначала использует «рыболовов» - доброжелателей-христиан, которые будут пропагандировать среди евреев возвращение и помогать им в этом. А для особо несговорчивых Он пошлет «охотников» - врагов вроде нацистов, которые просто вынудят евреев бежать в Израиль. Исходя из такого понимания христиане, считающие себя «рыболовами», развивают кипучую деятельность по вывозу евреев на родину. Фрахтуются огромные параходы. Проводятся огромные концерты, призванные воодушевить людей на возвращение. Эту помощь, конечно, можно только приветствовать. Но я хочу показать в этой статье, что исходный текст Иеремии не имеет ко всему этому никакого отношения. Для этого давайте прочтем внимательно текст в его контексте.

Итак, Иеремия, глава 16. Стихи с первого по одиннадцатый содержат осуждение народа Иудеи в идолопоклонстве. Стихи 12 и 13:

А вы поступаете еще хуже отцов ваших и живете каждый по упорству злого сердца своего, чтобы не слушать Меня. За это выброшу вас из земли сей в землю, которой не знали ни вы, ни отцы ваши, и там будете служить иным богам день и ночь; ибо Я не окажу вам милосердия.

Итак, здесь говорится об изгнании. Стихи 14 и 15:

Посему вот, приходят дни, говорит Господь, когда не будут уже говорить: `жив Господь, Который вывел сынов Израилевых из земли Египетской'; но: `жив Господь, Который вывел сынов Израилевых из земли северной и из всех земель, в которые изгнал их': ибо возвращу их в землю их, которую Я дал отцам их.

На первый взгляд, здесь говорится о возвращении. Но это не так. Здесь опять говорится об изгнании! Идея такова: это изгнание будет страшнее, чем египетское рабство, и потому, когда Б-г все-таки выведет Израиль оттуда, этот исход затмит возвращение из Египта. Именно для того, чтобы связать эти стихи с предыдущими стихами об изгнании, служит слово «посему» в начале. То есть вы поступаете хуже отцов ваших, и за это я выброшу вас очень далеко. Посему (потому, что это будет так страшно), когда Я вас оттуда верну, это возвращение затмит первый исход. Итак упоминание о возвращении не является самостоятельным пророчеством, а используется для того, чтобы подчеркнуть тяжесть изгнания.

Мы подошли к стиху 16:

Вот, Я пошлю множество рыболовов, говорит Господь, и будут ловить их; а потом пошлю множество охотников, и они погонят их со всякой горы, и со всякого холма, и из ущелий скал.

Прежде всего, даже если совершенно вырвать этот стих из контекста, нет никаких основаних считать, что рыболовы здесь чем-то лучше охотников. Рыбу ловят, чтобы съесть, точно так же как дичь стреляют, чтобы съесть. Однако, если не вырывать стих из контекста, мы обнаружим еще больше несоответствий вышеизложенному толкованию. Следующие стихи 17 и 18 говорят:

Ибо очи Мои на всех путях их; они не скрыты от лица Моего, и неправда их не сокрыта от очей Моих. И воздам им прежде всего за неправду их и за сугубый грех их, потому что осквернили землю Мою, трупами гнусных своих и мерзостями своими наполнили наследие Мое.

Довольно странное продолжение благословения. Если мы примем толкование, которое я здесь оспариваю, то прочтем следующее: Я пошлю хороших людей, которые помогут вам уехать в Израиль, а потом пошлю нехороших людей, которые заставят вас уехать в Израиль, и это потому (обратите внимание на «ибо» в начале стиха 17), что Я вижу ваши грехи, и страшно накажу вас за них. То есть возвращение в Израиль выступает здесь как страшное наказание. А это совершенно не имеет никакого смысла.

Но, поскольку все предыдущее говорит об изгнании, а не о возвращении, и возвращение упоминается только для того, чтобы подчеркнуть, из какого далека Б-гу придется возвращать евреев, то и стих 16 говорит об изгнании. И рыболовы, и охотники – это воины Навуходоносора, которые будут ловить и гнать израильтян из их страны. Это-то и является страшным наказанием, о котором говорится в стихах 17 и 18.

Какой отсюда следует вывод? Читать текст следует внимательнее, не пренебрегая никакими «посему» и «ибо», которые помогают понять логическую связь. А главное, не пытаться видеть в тексте то, что нам нравится.

Дмитрий Резник

Домой


E-mail: dpreznik@hotmail.com
Hosted by uCoz